Вариативность базисного тембра в элегиях Солона: к методологии описания древнегреческого стиха
Вариативность базисного тембра в элегиях Солона: к методологии описания древнегреческого стиха
Аннотация
Обсуждается методология количественной оценки и формального описания применительно к древнегреческому стиху гекзаметру. В центре внимания «базисный тембр»: единица оценивания, предлагаемая к использованию при оценке метро-звукового уровня стиха, находящегося на стыке фонетики (исследования аллитерации, ассонанса и внутренних рифм) и метрики. На основе классических принципов анализа античной метрики строится новый метод описания разновидностей «базисного тембра», выделяются подвиды: сильный, слабый, анафорический, катафорический, закрепленный, незакрепленный. Приводятся примеры анализа элегий Солона и результаты оценки их формальных особенностей. Количественные оценки частотности БТ даются на основе строгих математических методов сравнения величин с применением обыкновенных арифметических дробей.
1. Введение
Афинянин Солон, древнегреческий автор, известен элегиями, сохранившимися в цитатах позднейших авторов. «Время рождения Солона относили ко второму году 36-й олимпиады (635 г. до н. э.)» [1, С. 198]. Сравнению в рамках исследования подвергаются принадлежащие Солону элегии, в русских переводах именуемые «Седмицы человеческой жизни» [2] и «Благозаконие» [3]. Цель исследования – выявить формальные сходства и отличия этих элегий на языке оригинала. В центре внимания «базисный тембр», единица метро-звукового уровня стиха, родственная ассонансу, аллитерации и внутренней рифме.
2. Методы и принципы исследования
Древнегреческий стих традиционно рассматривается с двух точек зрения:
1) фонетической;
2) метрической.
С метрической точки зрения античная элегия на древнегреческом языке – сложный жанр, предполагающий чередование стихотворных строк двух типов: дактилического гекзаметра и пентаметра.
Исследование посвящено гекзаметру. В рамках гекзаметра, состоящего из шести стоп, часть из которых – дактили (последовательность долгого и двух кратких слогов), часть – спондеи (два долгих слога подряд), возможно выделение «сильных мест», или «иктов» [4, С. 62-65], [5, С. 319], [6], [7], размещенных на первом долгом слоге в каждой стопе. Всего в рамках гекзаметра возможно шесть иктов.
«Базисный тембр» (БТ) – единица оценивания формальной структуры стиха, предлагаемая в рамках анализа метро-звукового уровня. Звуковой уровень стиха связан с понятиями аллитерации, ассонанса и внутренней рифмы и прекрасно исследован на древнегреческом И. Опельт, А. Шеваном и др. [8, С. 205-232], [9, С. 193-209]. Ассонанс, занимающий сильную позицию (икт) в стихе (в частности, в гекзаметре), является БТ. В зависимости от сопровождения согласными и сопутствующих аллитераций БТ делится в рамках исследования на подвиды: закрепленный / незакрепленный БТ; сильный / слабый БТ; анафорический / катафорический БТ.
Являясь сегментным фонетическим признаком стиха, БТ не зависит от суперсегментных единиц, в частности ударения (обозначаются в древнегреческом алфавите диакритическими знаками ῆ, ὰ, ά и т. д.). Словораздел внутри стиха не влияет ни на границы метрических стоп, на распределение БТ.
Закрепленный и незакрепленный БТ определяются кол-вом захваченных слогов: 2 слога, содержащие ассонанс (в т. ч. в сопровождении аллитерации), считаются «незакрепленным» БТ, 3 и более слога – «закрепленным» (пример см. ниже).
Соответственно сильный и слабый БТ, равно и анафор. / катафор. БТ, определяются по иным параметрам.
Слабый БТ – ассонанс, чистый повтор гласного в 2-х и более иктах (пример см. ниже).
Сильный БТ – своеобразная внутренняя рифма, повтор слога, ассонанс, сопровожденный двумя аллитерациями справа и слева (пример см. ниже).
Анафорический и катафорический БТ – промежуточные ступени между сильным и слабым БТ: анафор. БТ – ассонанс, которому предшествует аллитерация, катафор. БТ – ассонанс, который завершается аллитерацией.
В рамках одного стиха возможна комбинация нескольких БТ.
Примеры БТ в гекзаметре Гомера (т. е. древнейшие по времени возникновения в древнегреческой поэзии; пер. Н. И. Гнедича [11]):
1) «μῆνιν ἄειδε θεὰ Πηληϊάδεω Ἀχιλῆος» (Hom. Il. I 1) [10].
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» [11].
Места иктов: μῆν, ειδ, ὰ Π, λη, δεω, λῆ.
Повторы:
1) 1, 4, 6 икты, гласный ῆ, η, ῆ, слабый закрепленный БТ;
2) 4, 6 икты, согласный + гласный: λη, λῆ, анафор. незак. БТ.
Одни и те же икты, вовлекаясь в созвучия на разном уровне (слабом, анафорическом, катафорическом или сильном) могут оказаться носителями нескольких БТ в рамках стиха.
В примере (Hom. Il. I 1) представлено два БТ:
1) слабый зак. 1, 4, 6;
2) анафор. незак. 4, 6.
2) «βουλὴν δὲ πρῶτον μεγαθύμων ἷζε γερόντων» (Hom. Il. II 53) [10].
«Прежде же он посадил на совет благодумных старейшин» [11].
Места иктов: βουλ, δὲ π, τον, γα θ, ν ἷζ, ρόν.
Повторы: 3, 6, гласный + согласный: ον, όν, катафор. незак. БТ. Иных БТ в данном стихе нет.
Сильный БТ находим у Солона:
«τῆς δεκάτης δ᾽εἴ τις τελέσας κατὰ μέτρον ἵκοιτο» [12].
«Если ж десятое Бог доведет до конца семилетье» (пер. В. В. Латышева) [2].
Места иктов: τῆς, της, τις, σας, μέτ, κοιτ.
Повторы: 1, 2, согласный + гласный + согласный, τῆς, της, сильный незак. БТ.
Рассмотрение гекзаметрических стихов с точки зрения встречаемости БТ позволяет охарактеризовать поэтическое мастерство античного автора и выявить прежде незамеченные, в результате разграничения метра и звука, аллитерации и икта, закономерности.
В древнегреческом языке противопоставлены смыслоразличительные гласные, долгие и краткие, фиксируется наличие дифтонгов [13, С. 7-9]. Описание БТ предполагает, во избежание неоправданного увеличения количества примеров, строгое разграничение тембров. Хотя ο и ω исконно являлись долгим и кратким вариантом одного звука, их не следует отождествлять.
Количественная оценка примеров осуществляется с применением правил математической пропорции и сравнения обыкновенных арифметических дробей [14, С. 389-390].
3. Основные результаты
Объем элегий Солона «Благозаконие» и «Седмицы человеческой жизни» различен: 19 полностью сохранных гекзаметров в рамках «Благозакония» против 9 в «Седмицах». С применением арифметических дробей возможна оценка встречаемости (больше / меньше) разновидностей БТ в элегиях Солона. Исследование позволяет сделать вывод об особом эстетическом подходе афинского элегика Солона к БТ: в элегии «Седмицы» он применяет анафор. незак. БТ, а в «Благозаконии» примеры этого вида БТ редки. Напротив, катафор. незак. БТ, слабый незак. БТ и отсутствие БТ – характерная черта элегии «Благозаконие».
4. Обсуждение
Детальный разбор элегии «Седьмицы» (пер. В. В. Латышева [2]) с целью наглядной демонстрации метода анализа, оригинал на древнегреческом языке приводится по изд. Джентили и Прато [12]:
1. «παῖς μὲν ἄνηβος ἐὼν ἔτι νήπιος ἕρκος ὀδόντων»
«маленький мальчик, еще неразумный, теряет… первые зубы свои»
Места иктов: παῖς, νηβ, ὼν, νήπ, ς ἕρ, δόν
Повторы: 2, 4, согласный + гласный νη, νή, анафор. незак. БТ.
2. «τοὺς δ᾽ἑτέρους ὅτε δὴ τελέσῃ θεὸς ἕπτ᾽ ἐνιαυτοὺς»
«если же Бог доведет до конца седмицу вторую»
Места иктов: τοὺς, ρους, δὴ τ, σῃ θ, ς ἕπ, αυτ
Повторы:
1) 1, 2, дифтонг + согласный οὺς, ους, катафор. незак. БТ;
2) 3, 4, гласный ὴ, ῃ, слабый незак. БТ.
3. «τῇ τριτάτῃ δὲ γένειον ἀεξομένων ἔτι γυίων»
«в третью у юноши быстро завьется, при росте всех членов…»
Места иктов: τῇ τ, τῃ δ, νει, εξ, νων, γυί
Повторы: 1, 2, согласный + гласный τῇ, τῃ, анафор. незак. БТ.
4. «τῇ δὲ τετάρτῃ πᾶς τις ἐν ἑβδομάδων μέγ᾽ ἄριστος»
«всякий в седмице четвертой уже достигает расцвета»
Места иктов: τῇ δ, τάρ, πᾶς, ν ἑβ, δων, ρις
Повторы: 2, 3, гласный ά, ᾶ, слабый незак. БТ
5. «πέμπτῃ δ᾽ὥριον ἄνδρα γάμου μεμνημένον εἶναι»
«в пятую — время подумать о браке желанном мужчине»
Места иктов: πέμ, δ᾽ὥρ, ἄν, μου, νημ, εἶ
Повторы: нет
6. «τῇ δ᾽ἕκτῃ περὶ πάντα καταρτύεται νόος ἀνδρός»
«ум человека в шестую седмицу вполне созревает»
Места иктов: τῇ δ, τῃ π, πάν, ταρ, ται ν, ς ἀν
Повторы:
1) 1, 2, согласный + гласный τῇ, τῃ, анафор. незак. БТ;
2) 3, 6, гласный + согласный άν, ἀν, катафор. незак. БТ;
3) 3, 4, 6, гласный ά, α, ἀ, слабый зак. БТ.
7. «ἑπτὰ δὲ νοῦν καὶ γλῶσσαν ἐν ἑβδομάσιν μέγ᾽ ἄριστος»
«разум и речь в семь седмиц уже в полном бывают расцвете»
Места иктов: ἑπ, νοῦν, λῶσ, ν ἑβ, σιν, ρις
Повторы:
1) 1, 4, гласный ἑ, ἑ, слабый незак. БТ;
2) 5, 6, гласный ι, ι, слабый незак. БТ.
8. «τῇ δ᾽ἐνάτῃ ἔτι μὲν δύναται μαλακώτερα δ᾽αὐτοῦ»
«мощен еще человек и в девятой, однако слабеют»
Места иктов: τῇ δ, τῃ, μὲν, ται μ, κώτ, δ᾽αὐτ
Повторы: 1, 2, согласный + гласный τῇ, τῃ, анафор. незак. БТ.
9. «τῆς δεκάτης δ᾽εἴ τις τελέσας κατὰ μέτρον ἵκοιτο»
«если ж десятое Бог доведет до конца семилетье»
Места иктов: τῆς, της, τις, σας, μέτ, κοιτ
Повторы: 1, 2, согласный + гласный + согласный, τῆς, της, сильный незак. БТ.
5. Заключение
Владение Солоном техникой БТ столь виртуозно, что позволяет разграничить своеобразные разновидности внутри жанра «элегия»: «дидактическая» элегия «Седмицы человеческой жизни» (С.) противостоит подчеркнуто «гражданской» элегии «Благозаконие» (Б.) не только, собственно, содержанием, но и формой.
В С. всего 1 случай отсутствия в стихе БТ, в Б. – 3 случая, с учетом кол-ва примеров получаем дроби: 1 / 9 против 3 / 19; приведя эти дроби к общему основанию, можно сравнить: 19 / 171 С. против 27 / 171 Б. Элегия Б. объективно содержит больше случаев отсутствия БТ (27 > 19).
В С. случаев слабого незак. БТ 4 / 9, в Б. 12 / 19, т. е. 76 / 171 против 108 / 171. Элегия Б. содержит больше случаев слабого незак. БТ (108 > 76).
В С. случаев катафорического незак.о БТ 2 / 9, в Б. 5 / 19, т. е. 38 / 171 против 45 / 171. В элегии Б. больше случаев катафор. незак. БТ (45 > 38).
В С. случаев анафорического закрепленного БТ 4 / 9, в Б. – 2 / 19, т. е. 76 / 171 против 18 / 171. В элегии С. больше примеров (76 / 18) анафор. незак. БТ.
Примеры иных разновидностей БТ единичны в рассмотренных элегиях.
Фиксация БТ в гекзаметре – метод анализа стиха, учитывающий взаимодействие метрического и фонетического (звукового) уровня. В совокупности с математическими методами количественных сопоставлений метод фиксации БТ позволил выявить эстетические особенности элегии «Седмицы» (в сравнении с «Благозаконием»).
В перспективе возможно сравнение с другими (худшей сохранности) фрагментами элегий Солона, где, по предварительным оценкам, заметны тенденции, свойственные скорее элегии «Благозаконие», чем элегии «Седмицы». Вероятно, катафор. незак. БТ способствовал лучшему запоминанию текста на слух.